top of page

Особенности роста и развития щенка.

 

     Издавна, в практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак: внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью 58–66 дней; подсосный — от рождения до 30–45-дневного возраста; щенят — от 1–1,5 до 6 месяцев; молодняка — от 6 до 8–10 месяцев; молодых собак от 8–10 месяцев до 2–2,5 лет.

     Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и развития щенков внесли ученые Института физиологии имени И.П. Павлова Академии наук СССР (Н.М. Вавилова, В.Г. Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания и подробно описали изменения, которые претерпевают организм щенков, их поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены важные практические научно обоснованные рекомендации по воспитанию и начальной дрессировке щенков.

 

     Первый период: с 1 по 18–21-й день жизни щенка — период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.

 

                                         Рождаются щенки слепыми и глухими, не                                                       приспособленными к самостоятельной жизни,                                                   нуждающимися в постоянном материнском уходе.                                               Однако с первого дня жизни они способны немного                                             ползать, находить соски и сосать материнское                                               молоко. Из органов чувств у них функционируют                                               обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и                                               вестибулярный. Отмечается большое ежедневное                                               увеличение массы тела, в том числе и головного                                             мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15–18-му                                           дню жизни они уже видят и слышат, способны                                                 воспринимать и дифференцировать (различать) объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18–21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

 

     Второй период: с 18–21-го по 30–35 день — период первичной условно-рефлекторной адаптации.

 

     Как и в первый период, отмечается интенсивное ежедневное

увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки

становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только

на пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное

подкрепление (нажим рукой и др.). Однако скорость образования

условных рефлексов еще невелика, требуется многократное

повторение упражнений.

Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими

предметами, участвуют в играх со сверстниками, приобретают

жизненный опыт.

 

     Третий период: с 5–6 до 8–12 недель — период экзальтированный.

 

     Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы.

В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Если в втором периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.

                                                      В этот период у них легко                                                             вырабатываются положительные навыки,                                                       связанные с какой-либо деятельностью.                                                       Поэтому начиная с 1,5–2-месячного                                                           возраста, после приучения щенка к кличке,                                                   следует переходить к приучению выполнять                                                   команды «Место», «Ко мне», «Гуляй». В то                                                   же время в третьем периоде жизни у щенков                                                   еще трудно вырабатывать тормозные                                                           реакции, необходимые для приучения щенков                                                   выполнять такие команды, как «Сидеть»,                                                     «Лежать», «Фу» можно лишь с конца                                                           третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции. Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка не может наступить запредельное торможение, которое в свою очередь может вызвать болезнь животного.

     В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта щенка.

     

     Четвертый период: с 3–4 до 6–7 месяцев — период формирования типологических особенностей нервной системы.

     Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки

1,5–3-месячного возраста по своему поведению похожи друг

на друга, то начиная с 3–4 месяцев их поведение заметно

различается. Выявляются животные, проявляющие на

посторонних людей и другие комплексные раздражители

пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми

людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь

наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении

посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий

часть щенков убегает. Таким образом, с 3–4-месячного

возраста заметно снижается интенсивность исследовательской

деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение.

     Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например на внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся соответствующими анализаторами (органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же, достигших 3–4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные. В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется.

                                      Изменение поведения щенков с 3–4-месячного возраста,                                     а именно проявление пассивно — оборонительной реакции,                                     требует от владельцев повышенного внимания, спокойного                                     обращения, своевременного принятия мер по успокоению                                       животных.

                                      Следует иметь в виду, что срок появления у щенков                                       пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для                                       подавляющего большинства щенков, но он может наступить                                     и  раньше (с 2–2,5-месячного возраста) и позже (после                                       4-  месячного возраста), что зависит от индивидуальных                                     особенностей щенков и их породы.

bottom of page